Загрузка...

Какие праздники праздновали наши предки и почти не празднуем мы (лето и осень)

Большинство крупных праздников на Руси приходилось на зиму (о них мы писали в блоге). Их и праздновали по несколько дней, и подходили к ним со всей серьезностью. А вот летние праздники были короткими – некогда было крестьянам подолгу праздновать, слишком много забот. И, конечно, летом и осенью почти все поводы отметить были сельскохозяйственные, и многие вообще имели начало в языческом прошлом. Надо сказать, что с приходом христианства старые праздники обросли новым смыслом, но что-то мистическое в них осталось.    

Иванов день 7 июля (24 июня)

Изначально праздник отмечали в день летнего солнцестояния, после смены календаря на Григорианский его дата изменилась, но ритуалы остались прежними. Христиане связали старинный праздник с днем Иоана Крестителя, и сюда удачно подошла часть праздника, связанная с водой и купанием. При этом, искоренить языческую традицию (гадания, игры с огнем, заигрывания с духами природы) так до конца и не удалось. Некоторые из верований старого времени сохранились даже до наших дней.
Издревле первые приготовления начинались накануне самого Иванова дня – девушки собирали целебные травы, цветы для венков, делали чучела Марены и Купала (увядания природы и возрождения, изобилия). Вокруг чучел водили хороводы, а потом сжигали их или топили в воде. Огонь и вода были главными героями праздника и наделялись особой силой. Вокруг огромного костра танцевали и пели. В костре сжигали старые вещи и одежду, через угли проводили скот. Парни и девушки прыгали через костер поодиночке и парами, не суметь перепрыгнуть считалось плохим знаком, особенно для молодых девушек.
С огнем и круговортом в природе связан и другой обряд. На праздник парни поджигали деревянные колеса или бочки (символизирующие солнце) и запускали их с горы.
К купанию в водоемах относились с осторожностью, но принято было париться в бане, ходить босиком по росе, а для девушек - запускать в реку венки. Чей венок уплывет далеко – та, в этом году выйдет замуж.
Вообще Иванову дню больше всех радовалась молодежь, в Купальскую ночь им разрешалось веселиться до рассвета, петь, танцевать, общаться, играть в игры – всего этого они не могли себе позволить в другие дни, занятые работой.

 

Ильин день (2 августа)

Это праздник посвящен Илье пророку, который пользовался уважением не только у христиан, но и до появления христианства у славян-язычников. По преданию он имел власть над силами природы и у Ильи просили хорошего урожая и хорошей погоды.
Для этого дня заранее пекли специальное печенье из новой муки, собранной в этом году. В сам праздничный день устраивали общую трапезу-братчину, проводили крестный ход. Грозному Илье символически приносили с жертву барашка или бычка, которого потом дружно съедали. А пили чаще всего пиво. Проводились Ярманки – народные гулянья с музыкой, угощением, хороводами, качелями, плясками и кулачными боями.
Считалось, что в этот день заканчивается лето. Крестьяне прекращали купальный сезон. Кроме того, в сам праздник запрещалось работать в поле и выгонять в поле скот.

 

Яблоневый спас (19 августа)

Еще один важный августовский праздник – Яблоневый или Яблочный спас. В христианской традиции в этот день отмечают Преображение. А для простого народа, не меньше, чем религиозная составляющая, была важна сельскохозяйственная. До 19 августа есть яблоки и другие фрукты было нельзя. Кроме яблочного был еще Медовый (14 августа) и Хлебный или Ореховый (29 августа) спасы. Яблочный был самым популярным из них, в этот день проводились народные гулянья, в церквях освящали яблоки и другие фрукты. Для этого обряда крестьяне одевались с чистую белую одежду. Само освященное яблоко наделяли магической силой, совсем как в русских сказках.
Ели, естественно, тоже яблоки. С ними пекли блины и пироги, ели вареными, мочеными и печными. И угощали друг друга. Свежие плоды привозили на площади и раздавали всем нуждающимся.
По традиции гуляли до захода солнца, что символизировало прощание с длинными летними днями.

 

 

Покров день (14 октября)

Покров считается главным осенним праздником и у него чисто христианское значение и история. По легенде Богородица с помощью своего покрова (головного убора) спасла Константинополь от завоевателей. Примерно в это время земля покрывается снегом, так что в народном сознании эти два значения тесно переплетаются.
В этот день принято было играть свадьбы. А девушки, у которых не было жениха, гадали и проводили обряды, помогающие найти мужа. В этот день приветствовались любые развлечения – песни, колядки, беседы, игры, угощения. Но, поскольку на улице было уже холодно уличные гулянья перемещались в избы. Молодежь устраивала «посиделки».
На столе в этот день должны были быть блины и хлеб, украшенный сверху – покровский каравай. Причем с блинами, прежде чем съесть их, нужно было обойти весь дом. Хорошим знаком считалось топить печь яблоневыми дровами. За неимением печи или достаточного количества дров, можно было просто поджигать яблоневые ветки.